Ремонт телефонных линий
29.05.2005 г.
Ремонт телефонных линий для опытного специалиста не представляет
особой сложности. А вот если вам ранее этим заниматься не приходилось,
то несколько рекомендаций вам не помешают.
Рассмотрим основные неисправности:
- Обрыв
- Короткое замыкание (КЗ)
- Земля
- Постороннее напряжение
- Пониженное сопротивление изоляции
- Повышенное сопротивление шлейфа
Обрыв
Это наиболее часто встречающаяся неисправность, т.к. создать ее могут
сами абоненты. Начинают поиск решения (как и во всех других случаях) с
измерения линии на КРОССе АТС (см. статью
"Что такое КРОСС?"). Там,
по идее, должен иметься специальный прибор, пользоваться которым умеет
любой телефонист. Если вы не телефонист, то читайте инструкцию. Однако
на небольшом предприятии такого прибора может не оказаться. Тогда
можно воспользоваться обыкновенной "цешкой" (или любым другим
мультиметром). Отключаем линию от АТС (оба провода), устанавливаем
прибор на измерение сопротивления (предел - сотни кОм) и подключаем
прибор к линии. Стрелка должна отклониться на несколько делений и
вернуться обратно (как при измерении емкости). Если так и случилось,
то линия, скорее всего, исправна, и проблема кроется в телефонном
аппарате. Если же (при исправном приборе) стрелка не отклоняется, то
возможны следующие ситуации:
- Телефонный аппарат отключен от линии
- Аппарат подключен, но у него физически отключен звонок
- Обрыв на линии
Первые две неисправности рассматривать не будем (см. статью
"Ремонт дисковых ТА"). В третьем случае берем монтерскую трубку (см. ту же
статью), подключаем линию к АТС и проверяем наличие ответа станции на
КРОССе АТС. Если его нет, то проблема в АТС (или вдруг произошло
замыкание линии), иначе записываем из журналов или из электронной БД
(см. раздел
"Мои программы") все необходимые сведения и идем проверять
линию по КРОССам, распределительным коробкам и т.д. Хотя наиболее
часто обрыв случается непосредственно в кабинете абонента (проводка,
линейный шнур и т.д.). Поэтому можно сразу идти к абоненту в офис или
в квартиру (вдруг там красивая девушка живет). Однако если КРОСС
находится у вас по пути, то лучше в него все-таки заглянуть, чтобы
потом не бегать. Как говорят в народе, "Дурная голова ногам покою не
дает".
Если оказалось, что на КРОСС сигнал с АТС уже не приходит, то первым
делом нужно проверить термические предохранители ("термички"). На
современных АТС вы такого уже не увидите, однако в нашей стране еще
работает немало станций с такими конструкциями. Термички нужно
проверять путем замены на заведомо исправные, т.к. проверка омметром
иногда может подвести. Ну а если предохранитель явно сработал, то это
будет сразу заметно (см. рис 1). На рис. 1а - исправный предохранитель.
На рис. 1б -неисправный. Неисправный предохранитель можно при
необходимости восстановить (рис 1в). Для этого нагреваем паяльником
латунный штырек и вдавливаем его в предохранитель. Затем прижимаем
каким-нибудь металлическим предметом и держим несколько секунд. Таким
же образом можно поступить с "подозрительными" предохранителями,
которые выглядят как исправные и даже могут "прозваниваться" омметром,
но с телефонной линией, на которой они установлены, происходят разные "глюки".
Рис. 1. Термический предохранитель или просто термичка.
Короткое замыкание (КЗ)
Тоже довольно распространенная неисправность. Опять измеряем линию на
КРОССе. Если в трубке прибора слышно "питание" - своеобразный
несильный шум, при этом могут прослушиваться голоса и т.п., то абонент
просто забыл положить трубку (либо ТА неисправен). Можно попытаться
вызвать абонента тональным сигналом (зуммером) или позвонить в
соседний кабинет и попросить кого-нибудь проверить, правильно ли
уложены трубки на аппаратах. Если же в трубке прибора тишина или
прослушиваются очень тихо короткие гудки, то где-то на линии (или
опять же в телефоне) конкретное КЗ. Устранять КЗ лучше вдвоем - один
на АТС (на приборе), а другой на линии. Но и одному можно справиться.
Если ваша АТС автоматически включает линию после устранения
неисправности, то это хорошо. Тогда просто идете по всем КРОССам,
начиная от АТС. Отключаете линию и слушаете на магистральной паре
трубкой - если сигнал (ответ станции) появился, то неисправность
дальше. Подключаете линию и идете к следующему КРОССу или в кабинет
(квартиру) абонента. Таким образом вы локализуете неисправность, а
затем уже будете думать, как ее устранить - менять пару, чинить
проводку или телефонный аппарат. А если у вас древняя декадно-шаговая
АТС, то придется вам взять с собой мультиметр и также последовательно
"отсекать" участки линии. Только в этом случае начинать лучше от
конечной точки, т.е. с кабинета, где установлен ТА.
Земля
Это когда один или оба провода имеют контакт с землей. Довольно часто
такие неисправности бывают вместе с КЗ. По причине этой неисправности
обычно происходят ошибки при наборе номера и бывает трудно дозвониться
по этому номеру. В трубке обычно слышен сильный фон переменного тока
и/или "поет" радио. Если у вас из всех приборов только телефонная
трубка, то методика поиска неисправности будет аналогична поиску КЗ.
Только при отключении линии нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО отключать ОБА провода.
После отключения слушаем линию - если фон переменного тока исчез, то
подключаем линию и идем дальше. Когда найден поврежденный участок,
действуем следующим образом:
- Если неисправность в кабеле, то меняем пару.
- Если неисправность в проводке, то либо полностью меняем проводку, либо внимательно ее осматриваем. Особенно те места, где поработали уборщицы или прошел дождь (или соседи затопили). Если помещение само по себе влажное, а проводка прибита гвоздями, то выдергиваем эти гвозди по одному (в самых влажных местах), пока неисправность не исчезнет.
Фон переменного тока и радио могут прослушиваться и по другой
причине - в том случае, если телефонная проводка проходит рядом с
радиолинией или с электрической проводкой.
Постороннее напряжение
Это очень нехорошая неисправность. Обычно она случается, когда на
воздушную линию падает электрический провод или ударяет молния. В
этом случае выгорает все - кабель, абонентские комплекты, а иногда и
АТС может "крякнуть". Целыми остаются только предохранители (шутка).
Однако может случиться и менее страшная ситуация. Например, в моей
практике народные умельцы однажды пытались провести самостоятельно
радио и подключили радиолинию к телефонной проводке. Искать такие
неисправности нужно осторожно - кто его знает, кто там чего и куда
подцепил. Методика примерно такая же, как и в предыдущих пунктах.
Пониженное сопротивление изоляции
Если ваш кабель очень старый и проложен во влажных местах, то рано
или поздно вы столкнетесь с этой неисправностью. Ее симптомы
напоминают неисправность
"Земля". Обычно пониженная изоляция бывает
как между жилами и землей, так и между самими проводами. Рекомендации
те же, что и в пункте "Земля".
Повышенное сопротивление шлейфа
Шлейф - это, грубо говоря, телефонная линия от АТС до ТА.
Сопротивление шлейфа - это сопротивление линии. Т.е. на одном конце
линию замыкаем накоротко, а на другом к линии подключаем омметр.
Максимально допустимое сопротивление шлейфа указано в характеристиках
АТС. Оно может колебаться в небольших пределах, но не превышает
нескольких сотен Ом. Чем меньше сопротивление шлейфа, тем лучше (менее
100 Ом - терпимо, более уже нежелательно, хотя стабильность работы
зависит от конкретной АТС). Если телефон работает нестабильно на
чистой линии (т.е. если вышеописанные неисправности не обнаружены),
то вполне возможно, что слишком велико сопротивление шлейфа.
Попробуйте подключить аппарат непосредственно к АТС, где сопротивление
шлейфа практически равно нулю. Если ТА нормально заработал, то ваши
предположения верны. В этом случае попробуйте найти другую пару или
включить линию на две пары параллельно. Однако следует учесть тот
факт, что некоторые АТС не очень любят некоторые ТА. В таких случаях
лучше подкорректировать схему ТА (сделать так, чтобы при снятии
трубки сопротивление ТА становилось меньше, чем это задумано
заводом-изготовителем).
Вот, в общем-то, и все основные неисправности телефонных линий. Как
видите, все достаточно просто. Конечно, для того чтобы быстро и
эффективно устранять неисправности, требуется практический опыт. Но
опыт - дело наживное…