1С77: Управление производством
СОДЕРЖАНИЕ
- 1. Общие сведения
- 2. Общие справочники
- 2.1. Справочник ДЕТАЛИ
- 2.2. Справочник МАШИНЫ
- 2.3. Справочник МАТЕРИАЛЫ
- 3. Производство
- 3.1. Справочник СКЛАД ПДО
- 3.2. Незавершённое производство
- 3.3. График выпуска узлов
- 3.4. Формирование производственных заданий
- 4. Снабжение
- 4.1. Склады
- 4.2. Потребность в материалах и комплектующих
- 5. Финансовый план
- 6. Общие принципы работы
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Общие сведения
Конфигурация "Управление производством" разработана "с нуля" на платформе 1С77 для машиностроительного
предприятия. С некоторыми оговорками можно причислить данное программное обеспечение к классу ERP-систем.
Проект разрабатывался в течение двух лет.
В связи с переходом в другую компанию данный проект не удалось завершить, однако программа вполне успешно
используется, так как в ней реализовано большое количество различных функций, в том числе интеграция
с "1С-Бухгалтерия".
Основные функции системы:
- Формирование и хранение состава изделий
- Формирование плана выпуска изделий
- Формирование потребности в материалах и комплектующих на основе плана выпуска изделий
- Формирование графика выпуска узлов
- Контроль хода производства узлов
- Формирование производственных заданий
- Оперативный учёт деталей и узлов на складах и в незавершённом производстве
- Учёт материалов и комплектующих
- Формирование, хранение и анализ финансового плана
- Обмен данными с бухгалтерской базой данных
- Формирование различных отчётов, в том числе:
- Отчёт о количестве материалов и деталей в незавершённом производстве
- Отчёт о применяемости материалов в изделиях
- Отчёт о применяемости деталей в изделиях
- Отчёт о ходе производства узлов
- Отчёт об остатках материалов и деталей на складах
Основой системы являются следующие справочники:
- Детали (хранит информацию о деталях, применяемых в изделиях, такую как материал, маршрут, норма расхода и т.п.)
- Машины (хранит список и состав изделий)
- Материалы (хранит список материалов, используемых в производстве)
На основе этих и других справочников формируются другие справочники, планы, графики, потребность в материалах
и различные отчёты.
Следует учитывать, что данная конфигурация разрабатывалась для конкретного предприятия, поэтому может не
соответствовать по некоторым или всем параметрам для другого производства или другой компании.
2. Общие справочники
2.1. Справочник ДЕТАЛИ
Справочник ДЕТАЛИ хранит список всех изделий, узлов и деталей, применяемых в производстве.
Каждый элемент справочника представляет изделие, узел или деталь и имеет определённые характеристики.
Любое изделие, узел или деталь однозначно идентифицируется по его конструкторскому обозначению.
Элемент справочника ДЕТАЛИ показан на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Элемент справочника ДЕТАЛИ.
2.2. Справочник МАШИНЫ
В справочнике МАШИНЫ формируется и хранится состав изделия (см. рис. 2.2). Справочник имеет иерархическую
структуру. На верхнем уровне иерархии расположены изделия. Подчиненные группы - это узлы. Элементами справочника
являются детали.
Для всех деталей и узлов достаточно указать количество деталей в родительском узле. Далее при всех расчётах
общее количество деталей в изделии и в узлах верхнего уровня вычисляется автоматически. В первых версиях
программы такой возможности не было, поэтому в справочнике имеется графа "Количество в изделии".
Кроме формирования/хранения состава изделия непосредственно в окне работы со справочником можно выполнить
поиск элемента, получить информацию о применяемости выделенной детали или узла, копировать изделие или узел
(в 1С77 нет стандартных средств копирования группы со всеми входящими в неё элементами).
Кроме этого имеется средство, облегчающее поиск ошибок. Например, пользователь может забыть поставить
количество для какой-либо детали. Программа анализирует информацию по выбранной группе и сообщает
пользователю обо всех подозрительных данных (например, о том, что для какой-либо детали не указан материал).
Рис. 2.2. Справочник МАШИНЫ.
2.3. Справочник МАТЕРИАЛЫ
Справочник содержит список материалов, используемых в производстве (см. рис. 2.3). Непосредственно в окне
работы со справочником можно вывести список материалов на печать или сформировать отчёт о применяемости
выделенного материала (см. рис. 2.4).
Рис. 2.3. Справочник МАТЕРИАЛЫ.
Рис. 2.4. Отчёт о применяемости материала.
3. Производство
3.1. Справочник СКЛАД ПДО
В данном справочнике формируется и хранится список узлов и деталей, которые могут находиться на складах
производственного отдела (см. рис. 3.1).
Здесь можно сформировать следующие отчёты:
- Остатки деталей на складе
- Приход/расход за сутки (рис. 3.2)
- Отчёт об остатках деталей и материалов для бухгалтерии
- История прихода/расхода по выбранной детали (рис. 3.3)
На основе информации этого справочника формируются производственные задания и различные отчёты.
Рис. 3.1. Справочник СКЛАД ПДО.
Рис. 3.2. Отчёт о приходе/расходе деталей за сутки.
Рис. 3.3. История прихода/расхода детали.
3.2. Незавершённое производство
Справочник хранит информацию о деталях (рис. 3.4), находящихся в незавершённом производстве. Здесь можно
сформировать отчёты о количестве деталей и материалов, находящихся в незавершённом производстве.
Рис. 3.4. Справочник НЕЗАВЕРШЁННОЕ ПРОИЗВОДСТВО.
3.3. График выпуска узлов
График выпуска узлов формируется в одноимённом справочнике (рис. 3.5). Там же ведётся учёт изготовленных
узлов и на основе этой информации формируются отчёты о ходе производства изделий (рис. 3.6).
График выпуска узлов формируется автоматически на основе предварительно созданного производственного плана.
При необходимости можно откорректировать график вручную, при условии, что ни один узел данной группы ещё не
запущен в производство.
Рис. 3.5. Справочник ГРАФИК ВЫПУСКА УЗЛОВ.
Кроме формирования отчётов можно посмотреть/исправить информацию о конкретном узле, открыв элемент справочника.
Однако это возможно только в том случае, если данный элемент (узел) не имеет статус "Готово", то есть пока
производство указанного количества узлов данной группы не завершено.
Рис. 3.6. Ход производства узлов.
3.4. Формирование производственных заданий
Производственное задание - это список деталей, которые требуется изготовить за указанный период. Формирование
производственных заданий - это сложная задача, которая требует учитывать такие факторы, как
загруженность/исправность оборудования, выбор оптимального количества деталей для производства, сложность и
времязатраты на перенастройку оборудования при смене изготовляемых деталей, срочность изготовления и т.п.
Например, одна и та же деталь может входить в состав изделий А и Б. Срок изготовления изделия А - начало месяца,
срок изготовления изделия Б - конец месяца. Необходимо решить, что выгоднее - изготовить сразу партию деталей
для обоих изделий, или сначала изготовить партию деталей для изделия А, а затем - для изделия Б. На первый
взгляд, выгоднее изготовить партию для обоих изделий. Однако на складе может не оказаться достаточного
количества материала, рабочий может заболеть или уволиться и т.д. Поэтому в каждом конкретном случае решение
принимается начальником производства в зависимости от обстоятельств.
В силу перечисленных выше причин полная автоматизация формирования производственных заданий не реализована.
Тем не менее формирование заданий автоматизировано частично, что позволило сэкономить время на формирование
заданий и оптимизировать загрузку оборудования.
Производственное задание формируется в окне, показанном на рис. 3.7.
Рис. 3.7. Формирование производственного задания.
Здесь выбирается вид задания: по машине или по плану. При необходимости указывается маршрут, материал и атрибут
детали или узла. Если формируется задание по машине. То выбирается изделие и указывается количество. В том
случае, если будут указаны маршрут, материал и атрибут, то в задание будут включены только те детали, которые
соответствуют указанным характеристикам. Вид задания показан на рис. 3.8.
Рис. 3.8. Производственное задание.
4. Снабжение
4.1. Склады
Информация о покупных материалах и комплектующих, необходимых для производства изделий, хранится в справочнике
СКЛАДЫ ОМТС (рис. 4.1).
Рис. 4.1. Справочник СКЛАДЫ ОМТС.
Для каждой позиции можно просмотреть историю прихода/расхода (рис. 4.2).
Рис. 4.2. История прихода/расхода.
4.2. Потребность в материалах и комплектующих
На первый взгляд сформировать потребность в материалах и комплектующих не так уж и сложно. Достаточно знать,
сколько изделий планируется изготовить и сколько материалов, необходимых для производства изделия уже имеется
на складе. Остаётся только из плана вычесть количество на складе - и мы получим необходимый результат.
Однако, когда речь идёт о десятках сложных изделий, каждое из которых состоит из сотен узлов и тысяч деталей,
то задача становится не такой уж и тривиальной. Приходится учитывать множество факторов. Например, может
оказаться, что для реализации производственного плана требуется 1 кг. материала "Круг 10 ст 45". Но купить
такое количество данного материала за разумные деньги будет практически невозможно, так как железо продаётся
партиями в сотни и тысячи килограммов. В то же время нельзя закупать большое количество материала впрок,
так как это "заморозит" на складе значительные денежные средства, которые, как известно, должны работать,
а не лежать "мёртвым грузом".
В данной системе потребность в материалах и комплектующих формируется автоматически на основе производственного
плана на месяц. После формирования потребности в справочнике ПОТРЕБНОСТЬ появляется новая группа, имя которой -
период (месяц и год), на который сформирована потребность (рис. 4.3). Материалы разбиты на группы, принятые на
данном предприятии.
Здесь можно для выбранной группы пересчитать дефицит (требуемое количество минус остаток на складе) или остатки.
Также можно вручную откорректировать или удалить некоторые позиции.
Рис. 4.3. Справочник ПОТРЕБНОСТЬ.
Для каждой позиции можно получить распределение материала (комплектующих) по изделиям данного плана (рис. 4.4).
Рис. 4.4. Распределение материалов, необходимых для реализации плана.
Для снабженцев важной является информация об изменении норм расхода на те или иные детали. Кнопка ИЗМЕНЕНИЕ НОРМ
формирует отчёт о грядущих или уже свершившихся изменениях норм расхода материалов выбранной группы (рис. 4.5).
Рис. 4.5. Информация об изменениях норм расходов.
После формирования потребности можно сформировать отчёт о потребности в материалах. Список материалов по каждой
группе выводится в отдельном окне (рис. 4.6), при этом рассчитывается общая сумма по каждой позиции и по каждой
группе. Цены берутся из справочника СКЛАДЫ ОМТС (по последнему приходу), при необходимости их можно
откорректировать.
Рис. 4.6. Отчёт о потребности материалов.
5. Финансовый план
Финансовый план формируется каждым подразделением в зависимости от потребностей. Период финансового плана - 1
месяц. Когда подразделения завершили работу над своими финансовыми планами, то на основе этой информации
автоматически формируется финансовый план предприятия, который утверждается пользователем с соответствующими
правами доступа. После этого финансовый отдел ежедневно создаёт электронный документ, куда вносятся все
движения денежных средств. Таким образом руководство имеет полную картину движения денежных средств и
возможность оперативно отслеживать выполнение финансового плана тем или иным подразделением.
Окно отчётов по финансовому плану показано на рис. 5.2. Некоторые виды отчётов о ходе выполнения финансового
плана показаны на рис. 5.1 и 5.3.
Рис. 5.1. Отчёт о ходе выполнения финплана.
Рис. 5.2. Окно отчётов по финплану.
Рис. 5.3. Диаграммы расходов.
6. Общие принципы работы
Перед началом работы с системой необходимо:
- Подготовить базы данных материалов, деталей, узлов и готовых изделий.
- Подготовить базы данных по складам ПДО и ОМТС.
Общий алгоритм работы с системой следующий:
- Сформировать производственный план
- Сформировать график выпуска узлов
- Сформировать потребность в материалах и комплектующих
- Сформировать финансовые планы подразделений
- Сформировать финансовый план предприятия
- Отслеживать ход выполнения планов
- Оперативно вносить изменения, связанные с производством (приход/расход и т.п.)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном материале описаны только основные функции конфигурации "Управление производством".
Кроме описанных выше возможностей имеются множество различных вспомогательных функций, позволяющих
автоматизировать процессы поиска/исправления ошибок в базе данных, администрирования системы,
справочный материал, сообщения пользователям о новых возможностях программы после внесения дополнений/изменений
и т.п.