Ремонт компьютеров
30.10.2005г.
Всякое
мастерство оттачивается годами или даже десятилетиями. Чтобы
уметь устранить любую неисправность, вам все-таки потребуется опыт.
Однако большинство неисправностей оказываются пустяковыми. Вам, быть
может, уже приходилось испытывать чувство досады, когда приходил
мастер, нажимал пару кнопок, брал у вас за это деньги и уходил. А
компьютер, который, как вам казалось, умер навсегда, начинал работать.
Именно такие несложные неисправности и будут рассмотрены в данной
статье. Для понимания этого материала вам достаточно умения читать и
держать в руках отвертку. Если вы совсем ничего не смыслите в
компьютерах, то с некоторыми базовыми понятиями следует ознакомиться.
Рекомендую для начала материалы
"Чайникам" о компьютерах...
и
Собираем компьютер своими руками.
ВАЖНО!!! Несмотря на то, что современная
техника очень "умная", и при подсоединении или отсоединении кабелей и разъемов
на включенном компьютере неисправности случаются редко, полностью
исключить такую возможность нельзя. Поэтому НИКОГДА не подцепляйте и
не отцепляйте никакие кабели (а тем более платы), если питание
компьютера включено.
Неисправности компьютеров разделим на две основные группы:
- Компьютер вообще не включается
- Компьютер включается, но не загружается
Есть еще ряд мелких неисправностей, которые нельзя отнести ни к первой,
ни ко второй группе. Назовем их просто:
- Другие проблемы
Существует множество причин, по которым вышеупомянутые неприятности
могут приключиться. Рассмотрим основные из них. Итак, пункт первый:
Компьютер вообще не включается
Для начала определитесь, что именно не включается - системный блок или
монитор. Если при нажатии на кнопку питания вы слышите шум вентилятора,
то системный блок, скорее всего, исправен. В этом случае проверьте
качество соединений всех кабелей, идущих к монитору и системному блоку.
Довольно часто компьютер отказывается включаться после кратковременного
пропадания напряжения в электрической сети. Бывает, что он вообще не
реагирует на нажатие кнопки питания. Иногда компьютер пытается включиться
(загораются лампочки и слышен шум вентилятора) но монитор не включается.
Эта довольно хитрая "неисправность" лечится просто: не вынимая
электрический провод из настенной розетки, отключите его от системного
блока. Подождите несколько секунд и подключите его на место. Если
компьютер в принципе исправен, то он заработает. У вас может
возникнуть вопрос: какая разница, с какого конца отключать провод?
Если вы хорошо знаете схемотехнику блоков питания и законы физики, то
какие-то предположения по этому поводу у вас уже возникли. Ну а если
нет, то поверьте на слово - разница есть. Это проверено на
практике - если отключать провод от настенной розетки, то компьютер
начинает работать далеко не всегда. У меня по этому поводу тоже есть
кое-какие предположения, но так как я не уверен в их правильности, то
и высказывать их не буду.
Если вы на сто процентов уверены, что никаких бросков напряжения или
отключений в электрической сети не было, а компьютер не включается
совсем или загораются лампочки и слышен шум вентилятора, но монитор не
включается, то очень может быть, что виноват в этом блок питания (не
хватает мощности из-за выхода из строя его элементов или по другим
причинам). О борьбе с блоками питания см. ниже.
Если после выполнения описанных выше процедур неисправность не устранилась, то придется взять у
соседа на время монитор для проверки, а потом уже делать выводы. Сам
монитор можно проверить так (ориентировочно): отключите кабель, идущий
от монитора к системному блоку, а затем включите питание монитора.
Если экран светится (на современных мониторах при этом на экране
появляются разные надписи), то монитор, скорее всего, исправен.
Если при включении питания системного блока вы не слышите шума вентилятора,
то ваш компьютер (или вентилятор) не работает. (Я не говорю о том, что
при включении компьютера должны светиться разные лампочки - это вовсе
не обязательно, т.к. лампочки могут быть попросту отключены. Поэтому
ориентироваться лучше по звуку вентилятора). Поступаем следующим
образом. Разбираем системный блок и отключаем кабели питания от всех
устройств (винчестеров, дисководов и т.п.), кроме материнской платы.
Также отключаем все "лишние" платы: модем, звуковую карту. Можно для
чистоты эксперимента даже видеокарту и ОЗУ снять. Пытаемся еще раз
включить компьютер. Если попытка удалась, то возможны два варианта:
- Блок питания "подсел" и не справляется с нагрузкой.
- Какое-либо из устройств неисправно ("жрет" слишком много энергии).
Чаще бывает первое. Поэтому позаимствуйте у приятеля блок питания, и
подключите его вместо своего. Однако здесь есть свои тонкости.
Во-первых, компьютер вашего приятеля может оказаться менее
"прожорливым", и, абсолютно исправный блок питания, который
справляется с компьютером вашего приятеля, может отказаться работать
с вашей машиной. Во-вторых, нужно учитывать, что все блоки питания
сделаны в Китае. Приведу пример из жизни. Одна фирма закупила партию
абсолютно одинаковых компьютеров. Два из них не хотели
включаться. Сделали следующее: блок питания с первого компьютера
поставили на второй, а блок питания со второго - на первый. И оба
компьютера заработали. Поэтому, чтобы избежать ошибки при диагностике
блока питания, следует
- Брать для проверки более мощный блок питания (например, если ваш блок питания на 250 Вт, тогда для проверки возьмите на 300 Вт).
- Если ваш компьютер не включился с блоком питания, который нормально работает на другом компьютере, попробуйте другой блок питания.
- Если у вас нет лишних денег (а их у вас нет, раз уж вы читаете эту статью), то не спешите покупать новый блок питания, пока точно не убедитесь в том, что старый не работает. А для этого дочитайте эту статью до конца.
Если с другим блоком питания ваш компьютер заработал, то все в порядке
(если не считать того, что вам придется покупать новый блок питания).
Ну а если нет, то выполняем следующие действия:
- На всякий случай проверяем кнопку включения питания. Провода, идущие к кнопкам всегда имеют соответствующие надписи. Провод кнопки питания обычно имеет маркировку POWER SW (или PWR или что-нибудь в этом роде). Проверяется кнопка любым омметром. Если не сможете сами догадаться, как это сделать - спросите у знакомого электронщика или электрика. При проверке кнопку желательно отключить от "мамы".
- Если кнопка исправна, то остается еще один шанс реанимировать компьютер "малой кровью" - сбросить BIOS в исходное состояние. О том, как это сделать, вы можете прочитать в инструкции на вашу материнскую плату. Ну а если инструкции нет, или с английским у вас не очень, то сделайте следующее: найдите на "маме" аккумулятор (он похож на большую батарейку от наручных часов - такой круглый и блестящий). Отогните защелку, которая держит аккумулятор - он должен выскочить. Удалите его. Замкните контакты, к которым подключается аккумулятор на 2-3 секунды. Вставьте аккумулятор на место. Все это делать нужно при полностью отключенном электропитании (провод питания отключен от электросети). Снова пытаемся включить компьютер. Если не получилось, то плохо ваше дело. Скорее всего "умерла" материнская плата или процессор. Здесь уже требуется вмешательство профессионала.
- Примечание.
- После вышеописанного сброса BIOS она устанавливается в исходное
состояние (все настройки по умолчанию), которое гарантирует нормальную
работу компьютера, если он в принципе исправен. Если в BIOS был
установлен пароль, то он тоже сбрасывается. Если вы по наивности
думали, что после установки пароля в BIOS, вашу информацию может
получить только крутой хакер, вы ошибались. Как видите, пароль BIOS
снимается очень просто.
- Примечание.
- Некоторые BIOS не сбрасываются отключением аккумулятора. На
некоторых платах аккумуляторы впаяны в материнскую плату, поэтому
извлечь их будет проблематично. Да этого и не стоит делать - просто
замкните (например, пинцетом) их выводы на 2-3 секунды.
Перейдем ко второму пункту. Допустим, ваш компьютер заработал после
отключения лишних устройств. Конечно, заработал - это громко сказано.
Без видеокарты и/или без ОЗУ никакой работы не будет - компьютер будет
лишь противно пищать. Однако это хоть какие-то признаки жизни,
которые означают что с вероятностью 99% ваша "мама" и процессор
исправны. Учтите, что некоторые "мамы" могут вообще не включаться с неисправным или отсутствующим ОЗУ.
Выключаем машину. (Последний раз напоминаю - все отключения/подключения
кабелей и плат нужно производить ТОЛЬКО ПРИ ОТКЛЮЧЕННОМ ПИТАНИИ).
Подключаем видеокарту и ОЗУ. Включаем компьютер. Если заработал, то
снова выключаем. Повторяем эти операции, каждый раз подключая
какое-нибудь одно новое устройство. Пока компьютер, наконец,
перестанет включаться. Таким образом мы определим виновника
неисправности. Может оказаться, что после подключения всех устройств
компьютер будет нормально работать. Это значит, что с вашей машиной
произошел обычный "глюк", который, возможно, вы устранили, сбросив
BIOS. Работайте дальше и ни о чем не беспокойтесь. Если "глюк"
случится вновь - вы знаете, что делать.
Вы можете задать логичный вопрос: а почему бы сразу не сбросить BIOS
и не маяться со всеми этими отключениями/подключениями. Отвечаю:
- "Глюни" у BIOS бывают редко. Чаще проблемы случаются с "железом".
- После сброса BIOS придется заново устанавливать все настройки. Не
удивляйтесь, если потом, например, перестанет работать сканер или
другое устройство, которое подключается к порту USB и т.п. И если вы
читаете эту статью, то, скорее всего, включить порт USB для вас будет
проблематично.
Ну что ж, допустим, что компьютер мы включили. Однако может случиться
так, что ваш компьютер откажется загружаться…
Компьютер включается, но не загружается
Причин этой неприятности может быть великое множество. Чтобы знать и
уметь устранять их все, требуется опыт. Поэтому рассмотрим только
самые основные (и простые).
Компьютер "даже не пытается" загрузиться
При этом на экран выдаются разные надписи. Рассмотрим некоторые из них.
Invalid system disk
Replace the disk, and then press any key
Если вы увидите подобное сообщение, то удалите дискету из дисковода и
нажмите любую клавишу.
DISK BOOT FAILURE, INSERT SYSTEM DISK AND PRESS ANY KEY
Эта надпись пострашнее будет. Скорее всего, вы по ошибке удалили
какие-нибудь системные файлы (легкий случай). Или поймали вирус, или
ваш винчестер вышел из строя (тяжелый случай). Возможен промежуточный
вариант - винчестер "глюкнул", но в принципе исправен. В последнем
случае информацию можно восстановить, но использовать этот винчестер
в дальнейшем для хранения важной информации не рекомендуется.
После восстановления информации и копирования ее на другие носители винчестер следует отформатировать. Для
этого вам потребуется загрузочная дискета. О том, как создать
загрузочную дискету, подробно описано в статье
"Кое-что о DOS". Вам
понадобится именно загрузочная дискета, созданная с помощью Windows.
Если у вас есть дискета, например, с DOS 6.22, то она не подойдет,
т.к. эта и более ранние версии DOS не видят большие диски. Зачем
форматировать под управлением DOS? Дело в том, что при таком
форматировании выполняется практически полная проверка диска (поиск
плохих секторов), а это в данном случае очень важно. Однако учтите,
что загрузочная дискета, созданная с помощью, например,
Windows 95/98/ME не имеет программ для работы с большими дисками - не
более 60 ГБ для Windows 98/ME, а Windows 95 и этого не увидит (впрочем, можно скачать в интернете
программу FDISK, которая видит большие диски). Если
ваш винчестер имеет размер более 60 ГБ, то придется отнести его к
приятелю, подключить к компьютеру и отформатировать под управлением
Windows, а затем выполнить полную проверку также под управлением
Windows.
Как грузиться с дискеты? Вставляем дискету в дисковод и включаем
компьютер. Загрузка идет несколько минут, при этом на экран выводятся
разные сообщения. Если машина не грузится, то, скорее всего, дискета
неисправна или требуется изменить настройки BIOS.
Как войти в BIOS? В самом начале загрузки компьютера, когда внизу
экрана появится надпись "Press DEL to enter SETUP", нажмите клавишу
Delete (в некоторых BIOS надо нажимать клавишу F2, но возможны и другие варианты - читайте инструкцию
на вашу "маму"). Появится синий экран (опять же зависит от версии BIOS). Выберите второй пункт в первом столбце
меню - "Advanced BIOS Features" и нажмите Enter. В появившемся списке
выберите пункт "First Boot Device - Первое загрузочное устройство".
С помощью клавиш PageUp/PageDown выберите значение Floppy. Затем
нажмите Esc. Затем нажмите F10. На вопрос о выходе и сохранении
ответьте "Yes" (нажмите клавишу "Y") и нажмите Enter. В зависимости
от версии BIOS порядок действий может несколько отличаться (здесь вам
не помешает знание английского языка). Например, в некоторых старых
версиях нет пункта "First Boot Device", а есть пункт "Boot
Sequence - последовательность загрузки", где нужно устанавливать
последовательность устройств, с которых будет грузиться компьютер.
Если вы хотите загрузиться с дискеты, то нужно установить такую
последовательность, чтобы первой в списке была буква "А".
- Примечание.
- Внешний вид BIOS зависит от ее производителя. Здесь
рассматривается порядок действий только для BIOS фирмы Award 6.00PG.
Если у вас другая версия BIOS, то порядок действий может отличаться
от приведенного выше. В этом случае вам придется вспомнить английский,
почитать инструкцию на материнскую плату и немного поразмыслить…
- Примечание.
- Без четкого понимания настроек BIOS, не советую вам с ними
экспериментировать. Очень часто проблемы с работой компьютера
появляются как раз после неумелого "ковыряния" в BIOS.
Ну вот с дискеты вы загрузились. На экране появилась буква диска:
А:\>
Если файловая система вашего винчестера разрушена, то об этом будет
выдано сообщение. Тогда придется по новой "разбивать" жесткий диск,
например, с помощью программы FDISK, которая имеется на загрузочной
дискете - еще один повод всегда иметь под рукой загрузочную дискету.
Если вы не знаете, как пользоваться вышеуказанной программой, то я об
этом расскажу. Но в другой раз. Скорее всего, в статье, посвященной
установке Windows.
- Примечание.
- Программа FDISK, которая имеется на загрузочной дискете Windows ME,
может работать с дисками не более 60 ГБ. Если ваш винчестер большего
размера, то придется воспользоваться другими программами (например,
Partition Magic) или поискать в интернете более свежую версию FDISK.
Компьютер пытается загрузить Windows, но зависает
Обычно это случается после неумелых действий при установке/удалении
программ. Довольно часто - после установки "левых" игрушек или
драйверов. Действия следующие:
- Попытайтесь загрузить компьютер в безопасном режиме. Для этого перезагрузите компьютер, и как только начнет грузиться Windows (сразу после того, как с экрана исчезнет информация BIOS - температура, частота вращения кулера и т.п.) нажмите клавишу F8 (для Windows ME/2000/XP) или Ctrl (для Windows 95/98). Затем выберите в меню пункт "Save Mode (Безопасный режим)" и нажмите Enter.
- Вспомните, какую программу (или программы) вы устанавливали перед
тем, как система "умерла". Удалите эти программы, выбрав в "Панели
инструментов" пункт "Установка и удаление программ". Если
требуется удалить драйвер, то щелкните правой кнопкой по значку
"Мой компьютер", выберите пункт меню "Свойства", затем
"Устройства" ("Диспетчер устройств" для Windows 2000/XP). Затем
щелкните правой кнопкой по нужному устройству и выберите пункт
"Удалить". После чего попробуйте загрузить компьютер в обычном
режиме. Некоторые ОС имеют функции восстановления системы. Можете
попробовать ею воспользоваться. Правда, помогает это далеко не
всегда. В Windows 2000/XP при загрузке в безопасном режиме имеется
возможность выбрать пункт "Загрузка последней удачной конфигурации".
При этом загружается последняя работоспособная версия
конфигурации системы. Этот способ довольно часто решает проблемы
с загрузкой Windows.
Если после выполнения вышеописанных действий компьютер так и не
загрузился, то простой выход только один - переустановка операционной
системы. Перед этим желательно отформатировать винчестер, чтобы
гарантированно удалить с него весь мусор и возможные вирусы.
"Синий экран" или "Экран смерти"
Если загрузка компьютера заканчивается синим (или черным) экраном с белыми
надписями, то не нужно пытаться их понять. Вы ведь не программист.
Чаще всего такое случается из-за неисправности ОЗУ, винчестера, после вмешательства вируса
или после "ковыряния" в BIOS.
В том случае, если неисправно ОЗУ, компьютер обычно (не во всех случаях)
противно пищит. Информацию на винчестере обычно можно восстановить с
помощью специальных программ. После восстановления информации и
перекачивания ее в безопасное место, следует отформатировать винчестер
под управлением DOS. Если при форматировании не было выявлено плохих
секторов, то можно использовать этот винчестер в дальнейшем (на свой
страх и риск). Если он нормально проработает месяца 2-3, то, скорее
всего, будет работать и дальше. Однако, в случае появления "синего
экрана", сначала нужно проверить ОЗУ. Проверяется ОЗУ путем замены на
заведомо исправное. Если после замены ОЗУ компьютер начал нормально
работать - не спешите выбрасывать старое. Вполне возможно, что оно
будет работать на другой машине. Если перед появлением "синего экрана"
вы изменяли настройки BIOS, то установите настройки по умолчанию
(во всех версиях BIOS есть такой пункт, который называется
LOAD BIOS DEFAULTS или что-то в этом роде).
Как уже упоминалось выше, восстановить винчестер иногда можно с
помощью специальных программ. Однако есть вполне эффективный способ
восстановления с использованием Windows XP. Найдите приятеля, у
которого установлена Windows XP, и подключите ваш винчестер к его
машине как Slave. Затем включите компьютер. Windows, если она "увидит"
этот винчестер, попытается восстановить его файловую систему. Довольно
часто ей это удается. Как правило, грузиться компьютер с этого диска
уже не будет (нужно переустанавливать операционную систему), но
скачать с него информацию вы сможете. Однако учтите, что в некоторых,
хотя и очень редких случаях, подключением своего винчестера к другому
компьютеру вы можете угробить "родной" диск этого компьютера.
- Примечание.
- Как известно, винчестер подключается к соответствующей шине. К
одной шине можно подключить два винчестера. При этом один из них будет
главным (Master), а другой - "подчиненным" (Slave). Кабель, к которому
подключается винчестер, имеет три разъема. Один из них подключается к
"маме", а два оставшихся - к винчестерам. При этом крайний разъем
нужно подключать к главному диску (Master), а средний - к "подчиненному"
(Slave). Также на каждом из винчестеров нужно установить перемычки в
соответствующее положение: на главном - в режим "Master", на
"подчиненном" - в режим "Slave". Расположение перемычек нарисовано на
винчестере.
Другие проблемы с компьютером
Подробно на других проблемах мы останавливаться не будем. Они обычно
появляются на работающем компьютере в виде всевозможных "глюков". Для
их устранения (в сложных случаях) требуется немалый опыт и знания. В
простых случаях вам поможет справочная система Windows, где
рассмотрены практически все несложные неполадки.
Довольно часто случаются проблемы после установки нового оборудования.
Посоветовать здесь можно только одно - очень внимательно читайте
инструкции, а уже потом устанавливайте. Ну а если вы любите
разбираться с проблемами, то можете делать и наоборот.
Еще одна типичная для "юзеров" проблема: вроде бы не самый медленный
аппарат (например, Пентиум-4, 2200 МГц) а работает значительно
медленнее какого-нибудь захудалого Дюрона-1400. Если вашему компьютеру
уже 1-2 года, то наверняка за это время вы установили/удалили не одну
сотню программ. Все это не проходит бесследно. Далеко не все программы
удаляются правильно. Почти всегда остаются какие-нибудь файлы и/или
неработающие (и поэтому уже не нужные) записи в реестре. Если на это
не обращать внимания, то через какое-то время ваш компьютер начнет
работать все медленнее, часто зависать в безобидных ситуациях и т.п.
К тому же могут начаться всевозможные глюки с программами (Office,
Excel и т.п.). Конечно, можно переустановить Windows. Но, если новую
версию ставить поверх старой, то многие глюки, скорее всего, никуда не
исчезнут. Ставить Windows в другой каталог - тоже не лучшее решение.
Для начала рекомендуется выполнить ряд профилактических работ. Порядок
приблизительно такой:
- Очистить все винчестеры стандартным методом: правой кнопкой мыши
щелкаем по диску, выбираем Свойства -> Очистка диска.
Ставим галочки напротив всех пунктов и нажимаем ОК.
- Удалить все временные файлы со всех дисков (например, с помощью
моей программы программы AV Cleaner, которую можно найти в разделе
Мои программы).
- Устранить проблемы Windows (например, с помощью программы WinDoctor, которая входит в комплект Norton Utilities).
- Очистить реестр (например, с помощь программы RegCleaner).
- Выполнить полную проверку дисков.
- Выполнить дефрагментацию дисков.
Последние два пункта можно выполнить с помощью стандартных средств Windows.
В большинстве случаев после таких процедур нормальная работа
компьютера восстанавливается. Если же нет, то можно попытаться еще
выполнить проверку на вирусы. Хотя здесь все не так просто - после
работы некоторых антивирусов появляется больше проблем, чем было перед
их работой.
Если ваш компьютер работает в сети и/или на нем работают несколько
пользователей, то могут появляться проблемы следующего характера:
всевозможные неполадки случаются с разными программами, например,
исчезнет панель инструментов в Word или станет невозможно распечатать
документ из какой-либо программы. Попробуйте войти в компьютер под
другим пользователем. Если проблемы остались, то надо лечить систему
или конкретную программу. Если же под другим пользователем все
работает нормально, то, скорее всего, виновата клиентская часть. В
этом случае часто достаточно просто "убить клиента" (в Windows 2000/XP).
Для этого заходим в компьютер администратором, открываем диск, где
установлена операционная система, затем открываем папку Documents and
Settings. В этой папке хранятся сведения о настройках конкретного
пользователя, а также его документы и т.п. Находим каталог, который
носит имя "проблемного" пользователя. Копируем этот каталог в другое
место (например, в "корень" винчестера). А из папки Documents and
Settings этот каталог удаляем. Затем заходим в компьютер под тем
самым проблемным пользователем. Windows заново создаст в папке
Documents and Settings каталог с именем этого пользователя, после чего
туда можно будет переписать необходимые документы и т.п. Как правило,
после таких манипуляций "глюки" исчезают.
Эта статья предназначена для самых обычных пользователей, у которых
нет денег (или времени), чтобы обратиться за помощью к профессионалам.
Поэтому здесь не рассмотрены какие-то сложные случаи. Однако то, что
вошло в этот материал, составляет процентов 80-90 от всех возможных
неисправностей. Надеюсь, что кому-нибудь эта информация поможет…